Барселона. Парк Гуэля
27.12.2011 19:10

Испанцы считают Барселону самым европейским городом Испании. С этим городом связаны имена всемирно известных поэтов и художников, таких как Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо. Но самый знаменитый барселонец, конечно, Антонио Гауди-и-Корнет. Архитектор, перевернувший все представления об архитектуре и создавший Парк Гуэля (Parque Guell).



После эпохи великих открытий и "золотого века" испанского искусства Испания постепенно начала терять свое влияние в Европе, отставать от европейского культурного процесса. Атмосфера застоя и консервативности не давала возможности для развития хоть сколько - то неординарных личностей. Они или уезжали, или затухали. Антонио Гауди стал счастливым исключением. Он родился в 1852 году, в 1878 приехал в Барселону и поступил в Провинциальную школу архитектуры. С этого времени вся его творческая жизнь связана с Барселоной. По его проектам выстроено 20 архитектурных объектов. Шесть из них, самых знаменитых, объявлены ЮНЕСКО памятниками всемирного наследия. Парк Гуэля числится в списке этих памятников ЮНЕСКО под № 320 bis.

Несомненно, гений Гауди создал этот парковый ансамбль. Но в рассказе о нем нельзя не отметить роль Эусеби Гуэля. Благодаря именно этому меценату были реализованы все самые известные проекты Гауди, в том числе и Парковый комплекс. Эусеби Гуэль - текстильный магнат, самый богатый человек в Каталонии, был неординарным человеком. Удачливый бизнесмен, он умел хорошо рассчитать "профит", выгоду того или иного проекта. Но деловая хватка не мешала ему мечтать, он даже мог позволить себе пойти на определенный риск. Таким рисковым предприятием была затея со строительством города - сада. На окраине Барселоны Гуэль купил 15 гектаров земли, разделил его на 62 участка и предполагал продавать их под застройку. К сожалению, было продано всего два участка. Архитектору Гуэль верил безоговорочно, а Гауди получил возможность творить без каких - либо финансовых ограничений. Работы по устройству парка начались в 1901 году и продолжались до 1914 года. В этом проекте полностью проявились характерные особенности творческого почерка архитектора. Гауди не переносил прямых линий, он считал, что "круг - порождение Бога". В природе практически не встречаются прямые линии, и Гауди как бы "выращивал" свои арт - объекты как растения. Сам Антонио Гауди считал себя прежде всего декоратором, скульптором, и лишь в последнюю очередь - архитектором. Территория, предназначенная для строительства города-сада, была совершенно пустынна, ни деревьев, ни водоемов, к нему было довольно трудно добраться из Барселоны. Поначалу были проложены подъездные дороги, распланированы аллеи и прогулочные дорожки. По сторонам главного входа были выстроены два фантастических дом по проекту Гауди: для администрации парка и привратника. Парадная лестница вела в Зал ста колонн. Собственно, их было 86, выполнены они в дорическом стиле и являются еще и своеобразными водосборниками для фонтанов парка. Прогулочные аллеи Гауди оформил своеобразными арками, которые получили название "Птичьи гнезда". Самые знаменитые детали парка - мозаичный Дракон и в самом центре ансамбля - извилистая скамья. Она выполнена в форме морского змея и декорирована мозаикой. Совершенно новом было решения профиля скамьи - он совпадал с изгибом тела сидящего человека. Такого ни в архитектуре малых форм, ни в дизайне мебели еще не было. Мозаичные панно, мозаичный декор создал ученик Гауди Жузере Мария Жужоль. Его мозаика из осколков керамических плиток, битого стекла, другого строительного мусора во многом предвосхитила творчество абстракционистов и сюрреалистов. Три дома, выстроенных в парке по проектам других архитекторов, оказались единственными жилыми строениями. Один приобрел друг Гауди, другой принадлежал самому архитектору, в третьем Гуэль сделал свою резиденцию. В настоящее время в доме Гауди - его музей, а несостоявшийся город-сад стал городским парком. Современники терялись : кто он -гений или сумасшедший? У Гауди не было прямых последователей, он не создал свою школу, но мастера современной архитектуры, ландшафтного дизайна до сих изучают его наследие, используют его идеи.